Технологическая карта урока

Муниципальное бюджетное общеобразовательной учреждение
«Лицей № 1»
Киселевский городской округ, Кемеровская область
Технологическая карта урока с использованием ЭОР
Предмет:  обществознание (базовый уровень), 11 класс
Тема: Рыночные отношения в экономике


Автор: Шишкина Ирина Владимировна
учитель истории и обществознания





Тема урока
«Рыночные отношения в экономике», 11 класс.
Цель урока
Познакомить учащихся с основными регуляторами рынка и их деятельностью.
Задачи урока
1.      Развитие знаний учащихся о:
  • современном рынке;
  • особенностях рыночной структуры и инфраструктуры;
  • механизмах регулирования рынка товаров;
  • экономических системах.
2.      Развивать умения работать в группе.
3.      Развивать умение видеть проблему и  решать её.
4.      Способствовать применению знаний микроэкономики в современной жизни.
Планируемые результаты
Учащиеся знают составляющие рыночных отношений; знают основные регуляторы рынка: спрос, предложение, цена; владеют понятиями «конкуренция», «монополия», «биржа» и оперируют ими; зная регуляторы рынка, умеют определить ситуацию на рынке и найти способы перехода к рыночному равновесию; владеют  навыками составления графиков спроса и предложения.
Формируемые компетенции
Ценностно-смысловые компетенции: уметь определять  роль спроса и предложения в формировании цен на рынке.
Общекультурные компетенции: уметь оценивать действия субъектов рынка с точки зрения экономической рациональности; предвидеть возможные последствия неценовых факторов спроса и предложения; владеть культурой экономических знаний.
Учебно-познавательные: знать определения изучаемых понятий; уметь задавать вопросы к изучаемым фактам; выявлять причины возникновения монополий; уметь соотносить определение и его значение; уметь работать с предложенными кейсами.
Информационные: владеть навыками работы с источниками кейса; самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию; преобразовывать и точно передавать ее, осознанно воспринимать информацию.
Коммуникативные: уметь представить свою группу; владеть способами деятельности в группе; следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера.
Социально-трудовые: знать основные виды рынков; знать особенности современного рынка; владеть способами диагностирования изменения рыночного равновесия; уметь использовать экономические знания на практике.
Формы и методы обучения
Методы: наглядный, частично – поисковый, практический.
Методы контроля: устный.
Приемы: кейс-технология с использованием ЭОР.
Формы:  групповая.
Основные понятия и термины
спрос, величина спроса, закон спроса, неценовые факторы спроса, предложение, величина предложения, закон предложения, неценовые факторы предложения, равновесная цена, фондовая биржа, товарная биржа, биржа труда, валютная биржа, акция, облигация, конкуренция, монополия, рыночная инфраструктура.
Основные источники информации
·         Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразов. учреждений: базовый уровень / под. ред. Л.Н. Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2012. 349с., С. 28-37
·         Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей общеобразов. учреждений: базовый уровень / под. ред. Л.Н. Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2012. 239с., С. 22-30.
·         Липсиц И.В. Экономика: учеб. для вузов / И.В. Липсиц. – М.; Вита-Пресс, 2009. – Гл. 2-4.
·         Экономический словарь / Е.Г. Багудина и др; отв. ред. А.И. Архипов. – М., 2005.
·         Баранов П.А., Тесты и задания по обществознанию для подготовки к ЕГЭ: к учебнику «Обществознание. 11 класс. Базовый уровень» под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А .И. Матвеева: 11 кл. / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012. -159с. – С. 25-30
·         Микроэкономика [Электронный ресурс]// http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/spros-i-predlozhenie.html
·         Проблемы "пузырей" в США вызвали спрос на доллар / http://quote.rbc.ru/topnews/2013/10/18/34045387.html
·         Проблемы соотношения спроса и предложения в современной российской экономике / http://vse-uchebniki.com/ekonomicheskaya-teoriya_700/problemyi-sootnosheniya-sprosa-predlojeniya.html

·         Экономическая теория / http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/ekonomicheskaya-sistema.html
·         Положительные и отрицательные стороны рыночной экономики / http://схемо.рф/shemy/yekonomika/lyubeckii-v-v-yekonomika-v-tablicah-i-shemah-rostov-na-donu-2006-g/23.html
·         Экономические системы / http://www.bibliotekar.ru/economicheskaya-teoriya/27.htm
·          Экономические системы и их сущность / http://www.be5.biz/ekonomika/e010/01.htm
·         Интеллект- карта «Рыночные отношения» (автор Шишкина И.В.) / http://www.xmind.net/m/WWZq/
·         Карта экономические системы (автор Шишкина И.В.) /https://mapsengine.google.com/map/edit?hl=ru&authuser=0&mid=zmmnrsTcgmOU.kh2yUZzb4hMo
·         Презентация «Экономические системы (автор Шишкина И.В.) https://docs.google.com/presentation/d/1qbOrfDPcZKjoD7a6iY0sGCPalpDJXmGs-WKdiYhXulY/edit#slide=id.g4d6dd0f9a_0103
Оборудование
ПК, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал (кейсы) по разделам: спрос, предложение. конкуренция и монополия, виды рынков.  


Структура урока по обществознанию в 11 классе “Рыночные отношения в экономике”
Этап урока
Цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Сообщение темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности.
(5 мин.)
Подготовка к активному и осознанному усвоению нового материала. Показ практической значимости и постановка учебной задачи.
·         Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки учащихся.
·         Знакомит учащихся с системой оценивания решения кейса.
·         Определяет технологическую  модель занятия.
Получает кейс (материалы статей из Интернета - см. Приложение и интеллект-карту “Рыночные отношения”
2. Изучение нового материала.
(20 мин.)
Дать конкретные представления о основных рыночных отношениях в экономике
·         проведение консультации по теме работа над ситуацией в классе;
·         вступительное слово учителя, постановка основных вопросов, просмотр видео "Рыночные отношения в экономике"
·         организация с учащимися в малых группах, определение докладчиков;
1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы
2.      Разрабатывает варианты
решений, принимает во внимание мнения других
3.      Принимает или участвует в принятии решений.
3. Первичное закрепление изученного.
(10 мин.)
Организовать работу в группах. Обнаружить и устранить пробелы.
·         организация презентации решений в малых группах;
·         организация общей дискуссии.
 Группа отвечает на вопросы кейса и участвует в общей дискуссии по теме.
4. Домашнее задание.
(5 мин.)
Сообщить домашнее задание и способы его выполнения.
·         Оценивает работу учащихся
·         Оценивает принятые решения и поставленные вопросы
1 группа - Учащиеся получают ссылку на презентацию. (презентация "Экономические системы")
Домашнее задание заключается в заполнении таблицы в презентации по материалам учебника, сайтов Интернета и материалов учителя указанных в презентации.
2 группа - вставляет в карту Карта (экономические системы) маркеры разного цвета на страны с традиционной, командной и рыночной экономикой и дает краткую экономическую ссылку для этой страны.
5. Подведение итогов урока.
(5 мин)
Выставить отметки.
Поблагодарить учащихся за работу на уроке.
Организует рефлексию.
Самооценка собственной учебной деятельности.
       
        
Приложение.
Кейс документов по теме «Рыночные отношения в экономике», 11 класс.
Микроэкономика [Электронный ресурс]// http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/spros-i-predlozhenie.html
Закон спроса


Спрос — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.
Величина спроса — это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.
Потребность в некотором благе подразумевает желание обладать товарами. Спрос же предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам.
Факторы влияющие на спрос
На величину спроса влияет огромное количество факторов (детерминантов). Спрос зависит от:
  • использования рекламы
  • моды и вкусов
  • ожидания потребителей
  • изменений предпочтений окружающей среды
  • доступности товаров
  • величины доходов
  • полезности вещи
  • цены установленной на взаимозаменяемые товары
  • а также зависит от количества населения.
Максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги называется ценой спроса (обозначают )
Различают экзогенный и эндогенный спрос.
Экзогенный спрос — это такой спрос, изменения которого вызывается вмешательством правительства, либо внедрением каких-либо сил извне.
Эндогенный спрос (внутренний спрос) -образуется внутри общества благодаря тем факторам, которые существуют в данном обществе.
Зависимость между величиной спроса и определяющими его факторами называют функцией спроса.
В самом общем виде ее записывают следующим образом где:
  • — величина спроса на рассматриваемый товар;
  • цены рассматриваемого и других товаров;
  • — потребительский доход;
  • — ожидания потребителей относительно будущих цен;
  • — денежный доход потребителей;
  • — количество потенциальных покупателей;
  • — вкусы и предпочтения потребителей;
  • — другие факторы.
Если все факторы, определяющие величину спроса считать неизменными для данного периода времени, то можно от общей функции спроса перейти к функции спроса от цены: . Графическое изображение функции спроса от цены на координатной плоскости получило название кривой спроса (рисунок ниже).
Изменения происходящие на рынке связанные с количественным предложением товара всегда зависят от цены установленной на данный товар. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товаров ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар как правило характеризует возрастание спроса на него.
Изменения спроса и величины спроса
При анализе рынка необходимо проводить четкое различие между спросом и величиной спроса, а также между изменениями величины спроса и изменениями в самом спросе на данный товар.
Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочит параметров (вкусов, доходов, цен на другие товары). На графике подобное изменение отражается движением вдоль кривой спроса из точки (стрелка №1).
Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике отражается смещением кривой спроса вправо или влево (стрелка №2).
  • — Цена
  • — Объем спроса
  • — Кривая спроса
К неценовым факторам влияющим на спрос относят:
  • Изменения в денежным доходах населения
  • Изменения в структуре и количестве населения
  • Изменения цен на другие товары (особенно на товары заменители, или взаимодополняющие товары)
  • Экономическая политика государства
  • Изменение потребительских предпочтений, под воздействием рекламы, моды.
Исследование неценовых факторов позволяет сформулировать закон спроса.
Закон спроса. Если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара.
Действие закона спроса может быть объяснено на основе действия двух взаимосвязанных эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения. Суть этих эффектов в следующем:
  • С одно стороны, рост цен сокращает реальный доход потребителя при неизменной величине его денежного дохода, снижает его покупательную способностью, что ведет к относительному сокращению величины спроса на подорожавший товар (эффект дохода).
  • С другой стороны, этот же рост цен делает более привлекательными для потребителя другие товары, побуждает его заменить подорожавший товар более дешевым аналогом, что опять таки ведет к сокращению величины спроса на него (эффект замещения).
Проблемы соотношения спроса и предложения в современной российской экономике / http://vse-uchebniki.com/ekonomicheskaya-teoriya_700/problemyi-sootnosheniya-sprosa-predlojeniya.html
В течение многих десятилетий советская экономическая наука исходила из положения о двойственной природе цены: с одной стороны, цена рассматривалась как проявление закона стоимости (денежное выражение стоимости), с другой — как проявление закона планомерного, пропорционально-ю развития (цена— плановый норматив затрат). Таким образом, цена, устанавливаемая планом, должна была отражать общественно необходимые затраты труда (стоимость).
На практике традиционно проводилась политика низких цен на произ-иодственные ресурсы (сырье, топливо, орудия труда) при бесплатности воды и земли и стабильных розничных ценах на основные продовольственные и непродовольственные товары народного потребления.
В 80-х годах ценообразование пошло по пути максимального удовлетворения экономических интересов изготовителей продукции, что выражалось в приближении цен к индивидуальным затратам отдельных предприятий, а не к общественно необходимым затратам труда; в обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении, наблюдалось почти непрерывное повышение цен, не соответствующее техническим параметрам средств производства, их производительности. Периодическое повышение оптовых цен на сырье и топливо, закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию привело к тому, что по целому ряду товаров оптовые цены превышали розничные. Поскольку цены искажали реальные затраты на производство, финансовая система была вынуждена идти на существенное межотраслевое и внутриотраслевое перераспределение созданного продукта для обеспечения дотационного возмещения разниц в ценах.
Рынок потребительских товаров в этот период характеризовался, во-первых, ростом товарного дефицита Обратная сторона товарного дефицита— неудовлетворенный спрос, важным показателем которого является объем свободных денежных средств у населения. Резкое увеличение вкладов граждан в сберегательных кассах, происходившее с конца 70-х годов, свидетельствовало не только о росте реальных денежных доходов, но и об острой нехватке новых, модных, высококачественных товаров. Второй доминирующей тенденцией развития потребительского рынка стало повышение розничных цен. В значительной степени это было связано с изменением структуры спроса: население перераспределяло свой возросший потребительский бюджет в пользу более дорогих высококалорийных продуктов питания, изделий из натурального сырья, товаров длительного пользования. Увеличились закупки товаров по импорту: импортные товары, как правило, были дороже отечественных; с течением времени цены на отечественные товары «подтягивались» к уровню цен на аналогичные импортные изделия. Кроме того, с 1983 г. получила развитие кооперативная торговля, в которой товары были в среднем вдвое дороже, чем в государственной розничной торговле. Наконец, с 1987 г.
помимо централизованно утверждаемых государством твердых цен стали широко использоваться так называемые договорные и самостоятельно устанавливаемые предприятиями цены. Все это привело к повышению общего уровня розничных цен в стране.
Проблемы "пузырей" в США вызвали спрос на доллар / http://quote.rbc.ru/topnews/2013/10/18/34045387.html Quote.rbc.ru 18.10.2013 09:09
В пятницу, 18 октября, евро находится под небольшим давлением, и к 08:30 мск достиг отметки 1,366 долл. Участники торгов не спеша избавляются от европейской валюты после мощного роста накануне. Поводом для перехода в доллар стали заявления президента Федерального резервного банка (ФРБ) Далласа Ричарда Фишера.


Р.Фишер видит признаки зарождения в США нового "пузыря" на рынке жилья, передает Reuters. "Я начинаю замечать - и не только в моем округе, но и по всей стране - признаки того, что мы опять надуваем "пузырь" на жилищном рынке", - сказал Р.Фишер в Нью-Йорке.


По его мнению, это может быть связано с программой количественного смягчения, убежденным противником которой он является. С одной стороны, Р.Фишер признает, что экономика США еще недостаточно стабилизировалась, чтобы Федеральная резервная система (ФРС) в ближайшее время начала сокращение этой программы. С другой стороны, отмечает он, эта программа нацелена на массированную скупку облигаций, в том числе ипотечного кредитования. Таким образом, политика ФРС искусственно надувает новый "пузырь" облигаций MBS (ипотечные облигации), что может привести в конечном счете ко второй волне кризиса, считает глава ФРБ Далласа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий